ДТП и споры со страховыми компаниями

Стоит ли сражаться?

Заказать консультацию

«Нет повести печальнее на свете, чем повесть…». А дальше Шекспир ошибался. Просто в его время еще не было автомобилей, ДТП и споров со страховой компанией (СК) по их поводу.

Алгоритм страхового возмещения ущерба при ДТП

СК — полноправный участник практически любого ДТП. Просто потому, что согласно действующему законодательству Украины, все участники дорожного движения (кроме льготников) обязаны иметь полис ОСАГО (Обязательное Страхование Автомобильной Гражданской Ответственности) или, по-простому, Автогражданку.

ДТП и споры со страховыми компаниями

Уже из названия понятно, что страхуется ответственность за повреждение чужого имущества. И в случае ДТП страховка возмещает материальный ущерб потерпевшему. Теоретически. А практически СК — не благодетель, а бизнес-игрок, заинтересованный получать больше, а платить меньше. В этом и кроется причина споров со страховыми компаниями при ДТП. Каких именно и что можно посоветовать в этих случаях?

Наиболее типичные темы споров по ДТП со страховыми компаниями

Чаще всего разногласия возникают по следующим вопросам:

  1. Отказ в выплате страховой суммы при наличии полиса ОСАГО.
  2. Занижение страховой суммы.
  3. Затягивание сроков страховых выплат.

Как же спорить с СК в каждом конкретном случае грамотно и продуктивно?

1.Отказ в выплате страховой суммы по ОСАГО

Как показывает адвокатская практика, 90% отказов СК выплатить страховку потерпевшему по договору ОСАГО бывают незаконными.

1.1.Чаще всего страховщики ссылаются на то, что виновник ДТП не уведомил о нем вовремя.
Срок действительно существует, но его нарушение — не повод для отказа в выплате страхового возмещения третьим лицам. СК обязана выплатить страховку, а потом может требовать ее возмещения у нарушителя.

1.2. Еще одна причина отказа в страховке — алкогольное опьянение виновника ДТП. И это так же неправомочно, как в первом случае. Методы «борьбы» одинаковы в обоих случаях:

  • Требовать от СК отказ в письменном виде.
  • Направить СК претензию с приложением копий документов (постановления, справки из полиции, полиса ОСАГО, заявлений в СК и пр.) и пригрозить обращением в суд (ст. 3 ГПК Украины).

Выплата страховки по суду «учтет» пеню, инфляцию, судебные издержки и компенсации всех видов ущерба. Прецеденты подобных судебных решений по спорам со страховыми компаниями при ДТП в Украине уже есть, и юристы СК знают это не хуже адвокатов. СК имеет на погашение долга «по-хорошему» 30 дней с момента вручения претензии.

  • Если претензия не помогла, пишем жалобы в Нацкомфинуслуг и Моторно-транспортное бюро (МТСБУ) с приложением копии отказа. Срок их рассмотрения по закону «Об обращении граждан» тоже 30 дней. Любые жалобы подаются письменно, в 2-х экземплярах, с регистрацией. На руках всегда оставляем копию с входящим номером, датой и подписью принявшего. Иногда только демонстрация копий таких жалоб в СК творит чудеса: страховку выплачивают.
  • суд — самый действенный способ споров со страховой компанией при ДТП.

1.3. Из-за ошибок в европротоколе (оформление ДТП без полиции по взаимному согласию участников) СК также может отказать в страховке, ссылаясь на собственные, не согласованные с пострадавшим экспертизы. Если адвокат подтвердит необоснованность отказа, можно спорить с СК по уже рассмотренному алгоритму.

2.Занижение страховой суммы

СК сплошь и рядом предлагают суммы страховых выплат в 2, а то и в 3 раза меньше реальных. С этим постоянно сталкиваются потерпевшие в ДТП: сумма страхового возмещения не покрывает и половины стоимости ремонта автомобиля. В этом случае необходимо заказать независимую экспертизу и на ее основании оспорить расчет заявлением в СК. Если «мирные» переговоры успехом не увенчаются, придется идти в суд. К адвокату стоит обратиться на этапе проведения экспертизы: максимально выгодную для клиента, «свою» экспертизу легче обосновать в суде.

3.Затягивание сроков выплаты страховки

Споры по этому поводу возникают в половине случаев. По закону СК обязана возместить ущерб по ОСАГО в течение 15 дней после согласования страховой суммы, но не позже 90 дней с подачи заявления на выплату возмещения. По данным МТСБУ средний срок урегулирования по страховым случаям в 1 полугодии 2018 составил 89 дней. В 1 квартале 2017 года общий средний срок выплат составлял 106 дней, а эти данные дают представление об оперативности украинских страховых компаний:

ДТП и споры со страховыми компаниями

Практикой споров с СК выработаны следующие способы влияния на ситуацию:

  • Неофициальный
    Когда клиента кормят «завтраками», это — приглашение к разговору. Согласие уменьшить страховую сумму на определенный процент может ускорить срок выплаты.

  • Официальный
    Начать стоит с жалобы на имя руководителя СК, приложив ксерокопии заявлений о страховом событии и на выплату страховки. Конечно, на них должны быть даты регистрации, подтверждающие факт нарушения сроков. В течение 30 дней обязаны дать ответ на такое, например, заявление.

Есть вопрос?

Поделитесь деталями. Мы с Вами свяжемся в ближайшее время