Защита в суде при ДТП

Что нужно знать до суда
[widget id=»custom_html-2″]

Получить совет адвоката
ДТП — это не только повреждение автомобиля, но и моральная травма для водителя. В состоянии стресса оперативно и грамотно действовать очень сложно. Гораздо лучше, если алгоритм поведения усвоен заранее. О том, какие бывают судебные разбирательства и как себя в них вести, мы поговорим в этой статье.

Виды судебных разбирательств при ДТП

Категория судебного разбирательства зависит от последствий ДТП:

  • административное — если повреждены автосредства, а телесных повреждений нет или они незначительны;
  • уголовное — если в результате аварии есть пострадавшие выше средней степени тяжести, и причинен значительный материальный ущерб;
  • гражданское — как продолжение двух первых случаев, если пострадавшая сторона подает гражданский иск о возмещении ущерба.

Рассмотрим все варианты.

Защита в административном суде

Административное разбирательство — самое простое по процедуре из перечисленных. На основании протокола полиции и документов с места ДТП принимается Постановление о привлечении виновника ДТП к административной ответственности. Руководствуется суд Кодексом Украины об административных правонарушениях (КУоАП). Его же нормы используются и для защиты интересов обеих сторон.

Потерпевший для защиты в суде при ДТП имеет право получить Постановление, фиксирующее виновника аварии, чтобы подать иск о возмещении материального и морального вреда. Подготовительное (обычно, первое) заседание — самый поздний для этого срок. Восстановить или продлить его нельзя. Можно только попытаться добиться апелляции и при новом рассмотрении «уложиться» в сроки.

Подать ее можно в течение 10 дней после решения суда первой инстанции, но лучше сразу поручить составление и подачу иска в суд адвокату.
В ходе заседания он сможет также подать ходатайство об аресте автомобиля-виновника ДТП в качестве «вещдока». Это обеспечит и упростит получение возмещения.

Виновник для защиты в суде при ДТП может использовать следующие моменты:

  • признание вины. Признав себя виновником ДТП по неосторожности, можно рассчитывать на минимальный штраф. А доказав, что такое действие было самым разумным и щадящим, можно совсем его избежать (ст. 10,11,17,18, 34);
  • предоставление положительных рекомендаций. Ст.33 позволяет учесть личность виновного, поэтому характеристика нужна;
  • добровольное возмещение убытков. Компенсация убытков до решения суда является смягчающим обстоятельством (ст.34), как и беременность или доказанный стресс;
  • ограничение рассмотрения административных правонарушений 3-х месячным сроком со дня ДТП. Если до этого срока есть Постановление о привлечении виновника к админответственности, а суд не состоялся, его уже и не будет. Как и наказания. Но есть вероятность и успешность удовлетворения иска от потерпевшего по возмещению ущерба.

Без Постановления нет подтверждения нарушения правил дорожного движения. Потерпевшей стороне при подаче иска вину нарушителя придется доказывать самостоятельно.

Защищаться в админсуде можно самостоятельно, изучив законодательство (www.rada.gov.ua) и примеры документов на разных сайтах. Но использовать все возможности с максимальной пользой для клиента может только адвокат. Тем более, если потерпевший подаст иск о возмещении вреда и начнется дополнительное гражданское судопроизводство.

Защита в гражданском суде

В гражданском судопроизводстве потерпевший и виновник становятся истцом и ответчиком соответственно. И защищать свои интересы могут одинаково, заявляя отводы, подавая ходатайства, заявления, другие документы и т.д.
Такие споры могут длиться месяцами, но если поручить защиту своих интересов адвокатам, они смогут «спорить» вместо клиентов.

Защита в уголовном суде

Департамент патрульной полиции Украины заявил о снижении на десяток и более процентов данных по ДТП в первом полугодии 2018 года. Но по «смертельным» ДТП мы все равно впятеро (!) превосходим Евросоюз. Поэтому уголовные суды при ДТП у нас — дело обычное. И хотя защита в каждом уникальна и специфична, есть общие моменты.

Например, перевод дела из административного правонарушения в криминальную плоскость и наоборот, зависит от степени тяжести телесных повреждений. Легкая степень предполагает админсуд, а средняя (срок лечения 21 день) — уже уголовный. В этом случае важно внимательное изучение документов о лечении. Даже подлинные, они должны неопровержимо связывать с этим сроком именно лечение травмы от ДТП.

Виновник ДТП наиболее заинтересован в защите. Ведь по ст.286 УК Украины, чаще всего применяемой в таких случаях, он может быть наказан как штрафом, так и лишением свободы на срок до 10 лет (в случае смерти нескольких человек).

Что выберет суд, в большой мере зависит от его адвоката.
Вот подлинный документ защиты в суде при ДТП Сорокина, вошедший в пособие для адвокатов под ред. Е.Ю. Львовой «Защита по уголовному делу»:

«ХОДАТАЙСТВО:
При подготовке и проведении следственного эксперимента по определению видимости дороги в направлении движения и видимости пешеходов прошу соблюсти следующие основные требования:

  1. Время проведения эксперимента должно точно соответствовать календарному времени происшествия, так как в ином случае условия освещенности места происшествия даже в так называемое темное время суток будут совершенно иными.
  2. Должны быть соблюдены аналогичные погодные условия, указанные в протоколе осмотра дорожно-транспортного происшествия — пасмурно.
  3. Внешний световой фон окружающих средств и обстановки должен быть полностью аналогичным.
  4. Все замеры должны производиться в зоне дорожно-транспортного происшествия с учетом аналогичной дорожно-транспортной обстановки: наличие попутного и встречного транспорта и т.д.
  5. Участвовать в эксперименте должен тот же автомобиль или аналогичный при той же степени загруженности.
  6. Определение дальности видимости дороги в направлении движения должно проводиться непосредственно перед местом наезда по ходу движения автомобиля.
  7. При определении расстояния видимости пешеходов необходимо обязательно учесть факт пересечения пешеходами проезжей части дороги справа налево, так как они могли попасть в зону светового пучка практически непосредственно перед автомобилем.
  8. Пешеходы должны быть одеты в аналогичную одежду и располагаться на проезжей части в точном соответствии с фактическими обстоятельствами.
  9. Автомобиль должен осуществлять движение, располагаясь по ширине проезжей части в строгом соответствии с фактическими данными.
  10. Методика проведения замеров в процессе следственного эксперимента должна быть предварительно согласована с Сорокиным и защитой»

Проведенный именно так следственный эксперимент  убедил, что 3-х пешеходов, сбитых водителем, нельзя было увидеть заранее. Это подтвердила и автотехническая экспертиза. Дело в отношении Сорокина Г.П. было прекращено за недоказанностью.

При всей положительности динамики ДТП, ежегодные потери от них составляют $5 млрд. или 2,5% ВВП Украины, что побуждает власть к действиям. А после июльских аварий в Николаевской и Житомирской областях, забравшей жизни 15 человек, Министерство инфраструктуры развернуло очередную кампанию по контролю за дорожным движением. В парламенте находятся законодательные инициативы МВД по повышению штрафов за нарушение ПДД и планируется возврат на дороги радаров.

Уменьшат ли эти превентивные меры количество ДТП — неизвестно, но “точек соприкосновения” водителей с полицией станет наверняка больше. И как бы вас это ни задело, мы всегда готовы помочь.

Есть вопрос?

Напишите, что случилось. Мы ответим на почту или перезвоним